Аренда комнат посуточно в Задонске!!!
В 2 километрах от монастыря!!!
Тел.: 8(952)599-46-31     Как добраться

Дополнительные статьи

Задонский монастырь


Задонский монастырь

Вначале монастырь назывался Задонским Тешевским Богородицким. Первое название произошло от того, что монастырь этот находится по отношению к Москве за рекою Дон, а его основатели пришли из Москвы; второе название произошло от протекавшей возле монастыря речки Тешевки, а третье – от названия первого построенного в этом монастыре храма во имя Сретенья Богородичной иконы Владимирской.

Название Задонский остается и до сих пор, хотя по отношению к епархиальному городу Воронежу ему правильнее было бы называться Придонским. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Второе название, употреблявшееся в 80-х годах XVIII столетия, оставлено как не имеющее ныне значения, ибо речка Тешевка обратилась в ручей от истребления леса и засорения от времени ключей, а в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск.

Основание Задонского монастыря

Таково было начало основания задонского монастыря. Обилие кругом леса, никому не присвоенного, давало монастырю возможность хорошо обустроиться. Первоначальное здание монастыря было деревянное, а ограда состояла из частокола. Речка Тешевка образовала пруд, на котором находилась небольшая монастырская мельница, уничтоженная впоследствии по маловодью. Дон доставлял свежую рыбу для трапезы иноков. Но основные средства на содержание Задонская обитель получала от чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери, к которой во множестве приходили странники и паломники и охотно оставляли посильные лепты свои на благоустройство данной обители.

В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею.

С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители был заботливый игумен Трифон. Им была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. Через 44 года деревянная постройка значительно обветшала от времени и уже требовала реставрации, а с увеличением числа братии небольшая деревянная церковь оказалась уже малопригодной к совершению в ней богослужений. Именно поэтому заботливый настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) в 1736 году приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь. До революции от этой утвари оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие.

Во многом процветанию Задонской обители помогали многочисленные паломники. По преимуществу это были казаки Войска Донского, которые оказывали значительную помощь Задонскому монастырю. Так, к примеру, внутри монастыря покоилось тело бригадира Ивана Васильевича – старшего сына атамана Войска Донского Василия и жены его Варвары Фроловых, который, возвращаясь из Москвы через Задонскую местность в Черкасск, опасно заболел и скончался в этом монастыре в 1742 году, где с дозволения начальства и был погребен под алтарем соборной Владимирской церкви. Именно по этому случаю его мать сделала многочисленные пожертвования на украшение Задонской обители.

Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост, переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию и безмолвию. Убеждение его о пользе безмолвия свидетельствуется следующими словами: «Нигде лучше человек не кается, – говорит Святитель Тихон, – как в уединении. Тут все житие прошедшее собирает человек во ум, и, на то смотря, ко Христу воздыхает, и просит милости от него».

До переселения в Задонскую обитель Святителя Тихона этот монастырь занимал невысокое место в ряду русских монастырей и не имел большой известности. Только отрадная устная беседа Святителя, его деятельная помощь бедным земледельцам и всем нуждающимся, назидательные и утешительные письма к людям образованным, скромная подвижническая жизнь многих привлекли к этой обители. Когда же святой Тихон отошел к Богу, заупокойное моление о нем, гроб Святителя сделались живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтивших память этого праведника.

С 1798 года в монастыре строятся новые здания, возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по бокам которой находятся две башни, из которых одна – на южной стороне монастыря – существовала до последнего времени. С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители.

С наступлением XIX столетия, с его первых дней, к великому утешению православного народа открылась благодатная слава Святителя Тихона во многих чудесных исцелениях у его гроба. К ним относились и помазание елеем от надгробной лампады, и возложение святительской мантии на болящего, а также прикосновение к гробнице, скрывавшей святые мощи Святителя Тихона, и особенно от панихидных молений у гроба Угодника Божия с покаянием и с причащением Святых Христовых Тайн. Многие избавлялись от непредвиденной опасности одним лишь молитвенным призыванием Святителя на помощь. Благодать, обильно изливающаяся от святой чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери, честных мощей Святителя Тихона, возбуждала усердие к Задонской обители. А постоянное большое стечение богомольцев требовало большего числа священнодействующих и давало средства к более серьезному благоустройству монастыря.

В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при построении нового соборного храма совсем уничтожен.

В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями, алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня. Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь.

В 1811 году 15 июля над Задонском пронесся необыкновенный ураган, который предвещал Отечественную войну с французами 1812 года. Именно в этот день сорвало железную кровлю с церковной трапезной, а во многих зданиях монастыря выбило рамы со стеклами.

В 1814 году преосвященный Антоний 1 сообщал Святейшему Синоду, «что по уважению к чудотворной иконе Богоматери Владимирской и к памяти Святителя Тихона стекается большое число богомольцев разного звания из отдаленных мест России в обитель Задонскую; а при таких обстоятельствах потребна со стороны настоятеля способность как в приветливой обходительности с лицами, посещающими обитель, так в наблюдении во всем порядка и в заботливости о внешнем благолепии монастыря». Это заявление епархиального владыки в дальнейшем благотворно повлияло на положение Задонской обители. Именно оно привело к изменению иерархической степени монастыря.

Так, Задонский монастырь со времени своего основания до 1764 года, подобно прочим монастырям русским XVII и половины XVIII столетий, не имел никакой степени, или класса, в общем объеме русских иноческих обителей того времени. По учреждению же духовных штатов этот монастырь был записан в третий класс, в котором положено иметь игуменов. При создании новых духовных штатов в 1797 году высочайше было повелено по губернским и другим знатным городам посвящать в третьеклассные монастыри архимандритов на игуменском окладе. На основании этого указа в 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия. В полном списке монастырей, составленном до 1810 года. Задонский монастырь значился 130-м третьего класса.