Аренда комнат посуточно в Задонске!!!
В 2 километрах от монастыря!!!
Тел.: 8(952)599-46-31     Как добраться

Дополнительные статьи

Небольшая историческая справка о возникновении и строительстве монастырей


Небольшая историческая справка о возникновении и строительстве монастырей

То, что эти монашеские общины, сформировавшиеся до 1861 года и на деле годами уже жившие по монастырскому уставу, лишь после причтения Тихона Задонского к лику святых получают официальный монастырский статус, вовсе не случайность. Ведь присвоение такого статуса подразумевало определенную, в том числе и финансовую ответственность государства, а потому получить его было не просто. Таким образом, давая в течение трех десятилетий добро на учреждение друг за другом трех монастырей рядом с уже имеющимся, Синод тем самым формально признавал возникновение на территории России нового религиозного центра общегосударственного значения, ибо для удовлетворения религиозных потребностей жителей округи искони хватало и того, что имелось. А вот прославление святителя Тихона в корне изменило ситуацию. Показателен такой момент: Тюнинская женская община и Скит, возникшие при местах, непосредственно связанных с молитвенными трудами святителя (близ источников, им обустроенных), получили статус монастырей прежде, чем городская Скорбященская обитель, связь которой с Тихоном Задонским носила характер духовного наследования и была нестоль наглядной.

Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь стал таковым в 1867 году, 21 октября. А началась история обители несколькими десятилетиями ранее, с женской отшельнической общины, обосновавшейся у стен построенной в 1814 году церкви в честь Божией Матери, покровительницы Живоносного источника. Храм был воздвигнут на средства помещика А. Ф. Викулина над источником, у которого любил бывать и молиться в уединении сам святитель Тихон во дни своего пребывания в Задонске. Место это, на склоне лесистого лога, выходящего на село Тюнино, уже в первые годы после кончины святителя собирало почитателей его памяти. Бывал здесь во время визитов в Задонск и Воронежский архиерей Антоний I (Соколов), впоследствии, архиепископом, по примеру св. Тихона, избравший именно Задонский монастырь местом упокоения от архипастырских трудов.

Весьма почитаемый паствой, Антоний, приезжая в Задонск, собирал вокруг себя немало прихожан, желавших послушать его советов и наставлений. Местом для бесед с ними архиепископ обычно избирал источник близ Тюнино, вдохновляясь примером своего предшественника и основывая свои беседы—проповеди на примерах из жития Тихона Задонского. Во время одной из таких бесед весной 1813 года зашла речь о том, что неплохо бы увековечить память о трудах и молитвах св. Тихона в этом лесном уголке сооружением здесь часовни, а лучше — храма. Участником разговора был и богатый помещик Алексей Федорович Викулин, в благочестивой душе которого это предложение нашло горячий отклик. Он тут же дал слово выстроить храм и пригласил высокопреосвященнейшего Антония ровно через год освятить его. Слово свое Викулин сдержал. Весной 1814 года, во время очередного визита в Задонск, Антонием I новый храм был освящен. На первых порах новой церкви присвоили статус кладбищенской, так как находившееся на противоположном склоне лога кладбище города Задонска таковой не имело.

По приглашению А. Ф. Викулина, к стенам церкви переселились тридцать женщин, искавших спасения на Задонской земле, но, за отсутствием здесь женской обители, ведших монашескую жизнь в миру. Так начался Богородице-Тихоновский Тюнинский монастырь. Причем, в данном случае, предание о том, что святитель Тихон своими руками обустроил лесной источник и частенько удалялся к нему для уединенной молитвы, выглядит достаточно достоверным. Во—первых, уже достаточно ранние жизнеописания св. Тихона упоминают, что это место было весьма по сердцу святителю, и отзывался он о нем так: "Здесь место святое и весьма приятное; оно утешает дух мой радостью, точно рай земной". А во—вторых, в конце XVIII — XIX веках широко известно было устное предание о том, что губернский землемер, проводивший в 1772 году съемку местности для составления генерального плана будущего города Задонска, видел, как святитель Тихон с лопатой в руках обкапывал этот лесной родник. Достаточно живые подробности этой нехитро, по бытовому, изложенной истории, как нам кажется, вполне заслуживают доверия.

Таким образом можно считать достаточно достоверным, что заброшенный ныне источник, погребенный под бывшей конторой МТС, а потом совхоза "Задонский", действительно был "освящен трудами и молитвами святителя Тихона".

А обитель, начавшаяся с соломенных хижин близ кладбищенской церкви, пройдя через тяжкие гонения и испытания, выпавшие на долю насельниц после кончины благодетеля — А. Ф. Никулина, не только выжила, но и умножилась численно. В 1860 году, благодаря покровительству госпожи Е. Н. Богачевой, стойко перенесшие невзгоды добровольные монашки стали официально учрежденной женской общиной при Богородице-Тихоновской церкви. Таким образом сестры наконец получили законом утвержденное право постоянно проживать на этом месте и постоянно участвовать пением и чтением в богослужении своей церкви.

Еще несколько лет спустя — в 1867 году — община стала монастырем.

Первой его игуменией назначили тогдашнюю настоятельницу общины — Поликсению. Она еще многие годы трудилась на благо новой обители. Причем, настолько успешно, что по Указу государя императора 20 июля 1878 года игумений был пожалован Золотой наперсный крест.

Следующим из новых монастырей Задонска официальный статус в 1873 году получил Тихоновский мужской общежительный монастырь, выстроенный над речкой Проходней близ еще одного лесного источника, также связанного по преданию с житием святителя Тихона на земле Задонской. К сожалению, существуют лишь весьма косвенные подтверждения того, что святитель Тихон когда-либо удалялся для молитвы на берег Проходни.

Во всех исторических описаниях Тихоновского монастыря говорится лишь о том, что основан он у источника "по преданию" обустроенного святителем. Какая-либо конкретика в отношении предания (типа той же истории с землемером) отсутствует начисто. А это знак того, что и в прошлом веке этот факт не имел под собой иных оснований, кроме веры. Даже о. Геронтий ограничивается по этому поводу следующей фразой: "Предание утверждает, что этот колодезь, якобы выкопан был самим Святит. Тихоном, часто удалявшимся в эту лесную местность, для умной молитвы и невозмутимого созерцания дел Божиих".

Единственно, что говорит в пользу основательности "предания" так это заметный интерес, проявленный Задонским монастырем к приобретению в собственность для устройства скита леса у Проходни, как связанного с именем св. Тихона. Сделка заключена была в середине прошлого столетия, когда еще могли оставаться в живых если не прямые свидетели пребывания св. Тихона в Задонске, то уж точно — их дети. А потому допустимо предположить, что в своем интересе к покупке именно Проходненской "лесной дачи" задонские монахи руководствовались сведениями, воспринятыми как вполне достоверные.

Кроме того, в воспоминаниях келейника св. Тихона Василия Чеботарева есть следующее упоминание: "Иногда проезжал и к источнику, который был расстоянием от Задонска около десяти верст, на берегу реки Дона; бывало там и воды напьемся: он любил сей источник, ибо вода в нем весьма чистая была". Понятно, что речь не идет об источнике Тюнинском, лежащем гораздо ближе. Но с другой стороны, и описание Проходненского источника можно увидеть тут лишь при очень большом желании.

Впрочем, так или иначе, а к 1861 году, Задонский Богородицкий монастырь, после ряда дарений, покупок и обменов, начатых еще в 1851 году, получает в свою собственность участок леса в 200 десятин, прилегающий к этому самому источнику на берегу Проходни. И первоначально здесь решают устроить скит для старцев, желающих более полного удаления от мира. Первым у Проходни поселяется иеросхимонах Тихон. Затем к нему присоединяются и другие.

В 1865 году в скит была перевезена из села Гнилуша старинная деревянная церковь, освященная еще самим святителем Тихоном.

А годом позже лесную обитель посетил тамбовский помещик Василий Петрович Воейков. "Благоговея к месту, освященному молитвою, стопами и трудами угодника Божия святителя Тихона" владелец обширных земель в Данковском уезде пожелал "увековечить оное место в памяти будущих православных поколений устройством на сем месте отдельного общежительного мужского монастыря". Исполняя свое желание, Воейков выкупил у Богородицкого монастыря часть лесной дачи близ Проходни и, продав одно из имений, пожертвовал деньги на обустройство и дальнейшее содержание будущей обители. Об этом было доложено в Синод с присовокуплением просьбы о разрешении учредить монастырь. И 31 мая 1873 года такое разрешение последовало, о чем специальным указом Св. Синода было оповещено Воронежское епархиальное начальство. Последним из Задонских монастырей в 1888 году официальный статус получил Тихоновский Троицкий (Скорбященский). Монастырь этот возник из странноприимной женской общины, основанной нищелюбивой подвижницей Матроной Наумовной Поповой. Еще при жизни своей, закончившейся 17 августа 1851 года, старица Матрона начала хлопотать об устроении женской монашеской общины на принадлежавшем ей участке в северной части города. Через архимандрита Троице—Сергиевой лавры Антония удалось заручиться содействием в этом вопросе митрополита Московского Филарета (Дроздова). И вопрос был решен положительно. К сожалению, старице, скончавшейся невдолге после благого известия, не пришлось лично заниматься устроением общины. Эти хлопоты взял на себя задонский соборный протоиерей Петр Алексеевский, бывший душеприказчиком Матроны Наумовны.

На оставленный Наумовой капитал, согласно ее завещанию, была выстроена церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте", а также жилые и хозяйственные помещения. В день Успения Богородицы 1860 года епископ Воронежский Иосиф освятил новопостроенную церковь. Община при ней стала именоваться "Тихоновскою общиною сестер милосердия". Основной обязанностью сестёр—насельниц было служение больным и бедным странникам, прибывавшим в Задонск на поклонение святыням.

3 сентября 1869 года по разрешению Св. Синода в храм общины было перенесено тело основательницы — Матроны Поповой и захоронено здесь в особом склепе с правой стороны Скорбященской церкви. А позднее в этом же склепе был погребен и скончавшийся 11 марта 1875 года протоирей Петр Алексеевский. В течение 1869—70 годов вокруг территории общины была со оружена каменная ограда. А в 1879 году заложена была колокольня, строительство которой завершилось в 1881 году. Строение это, как и Скорбященская церковь практически не сохранилось. Нижний ярус колокольни встроен в основной корпус Задонского хлебокомбината.

29 марта 1880 года указом Св. Синода "дом сестер милосердия" получил статус самостоятельной Тихоновской общины со странноприимным домом при ней. Торжественное богослужение по этому поводу было совершено в день памяти старицы Матроны — 17 августа 1880 года.

1 июля 1884 года была заложена новая церковь — во имя Живоначальной Троицы. Этот пятиглавый шатровой архитектуры храм сохранился и до наших дней, являясь городской церковью. И, наконец, в мае 1888 года Св. Синод определил Тихоновскую общину возвести в монастырь с наименованием его Святотроицким Тихоновским Задонским женским монастырем со станноприимным домом при нем. А число монашествующих было определено так: "какое обитель по своим средствам в со¬стоянии будет содержать".

Оглашение синодального определения состоялось 19 июня 1888 года.